Вы здесь

Развитие интеллекта через движение: кинезиология

Юлия Шевлякова
09.05.2015
110

Помните старинное упражнение, когда нужно одной рукой описывать в воздухе круг, а другой – квадрат? Это, кстати, не так уж и просто. Подобные упражнения были первыми ласточками серьезного и очень перспективного направления в педагогике – кинезиологии.  Эта методика успешно применяется в детских образовательных учреждениях  и группах с логопедической направленностью. Однако полезна она всем детям без исключения, так как включает в себя дыхательные, телесные, глазодвигательные, сенсорные упражнения, растяжки, массаж и приемы релаксации.

Главной задачей этого подхода является развитие межполушарного взимодействия и синхронизация деятельности полушарий головного мозга. Известно, что правое и левое полушарие головного мозга по-разному постигают внешний мир. Правое отвечает за интуицию, воображение, творчество, а левое - за логические операции, анализ, счет, установление последовательностей. Целостную картину мира мозг может получить только от обоих полушарий вместе. Однако обычно одно из полушарий у ребенка развито сильнее, из-за этого не происходит полноценного обмена информацией между ними. Поэтому и получается, что «правополушарные» люди за лесом не могут увидеть отдельных деревьев, а «левополушарные» за деревьями не видят леса.

 Ребенок с «перекосом» в развитии полушарий может испытывать трудности в освоении новых знаний (особенно больших объемов), в речевом развитии, эмоциональную напряженность и скованность. Установление функциональной связи между полушариями – главная задача кинезиологических упражнений. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию речи, памяти, внимания, воображения, общей и мелкой моторики.

Упражнения очень простые, и их по силам разучить дома. Во время их выполнения усиливается эффективность работы мозга в целом, улучшается настроение ребенка, снимается эмоциональное напряжение.

«Колечко». Поочередно дотрагивайтесь до подушечки большого пальца подушечками указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца, сначала в одном направлении, затем в другом. Делайте упражнение каждой рукой, затем двумя одновременно.

«Зеркальные» действия. Рисуйте одновременно обеими руками одинаковые картинки или буквы. Закатывайте обеими руками одинаковые ленточки в моток. Делайте любые несложные действия двумя руками одновременно.

 «Хитрые» цвета. Упражнение для детей, которые хорошо (бегло) умеют читать. Напишите названия цветов фломастерами, только выбирайте неправильные цвета: «желтый» напишите синим, «красный» – желтым и т.д. Задача ребенка – как можно быстрее правильно назвать цвет каждого слова.

Смена положений, например «кулак-ребро-ладонь». Ребенок по очереди меняет положение руки на плоскости стола (сжимает в кулак, ставит на ребро, кладет раскрытую ладонь). Повторить нужно 8-10 раз. Можно помогать ребенку словами или подобрать по ритму подходящий стишок («Котенок хочет спать, котенок лег в кровать»).

«Ухонос». Левой рукой беремся на кончик носа, правой – за левое ухо. По команде хлопаем в ладоши и меняем положение рук на противоположное.

Разумеется, кинезиологические упражнения – далеко не единственный способ гармонично развивать оба полушария, но эта простая и эффективная методика служит хорошим подспорьем в обучении и развитии ребенка.

Комментарии