Вы здесь

10 эффективных упражнений для развития речи дошкольника: часть 3

Алена Орабей
17.10.2014
97

В заключительной статье об упражнениях для развития речи вспомним о рифмах, стихах и грамматических рядах. В первых двух частях рассматривали скороговорки и загадки, задания по картинкам, составление вопросов, сюжетно-ролевые игры и инсценировки знакомых сказок.

Популярные детские стихотворения легко вспоминаются даже в зрелом возрасте. Они ценятся за простоту запоминания, повторяющиеся куплеты, доступное иллюстрирование. Стихи превосходно тренируют воображение и память, обогащают нашу речь, делают ее красочней, насыщенней, благородней. Многие родители обращали внимание, что целенаправленного заучивания дошколятам не требуется: достаточно несколько раз прослушать выразительно прочитанное стихотворение от начала до конца. Не умея читать, некоторые малыши декламируют длинные произведения без запинки, просто глядя на знакомую картинку.

Стихов должно быть в домашней библиотеке как можно больше. Желательно, чтобы ребенок слышал не только детские стихи, но и русскую классику для взрослых – о природе, временах года. Благодаря Интернету, у нас есть доступ к небольшим видеороликам и мультфильмам, созданным как фон для стихотворений. Нам очень нравится «Дама сдавала в багаж», «Письмо Неумейке», «Что такое хорошо и что такое плохо». Маршак, Чуковский, Барто, Мориц, Александрова, Мошковская, Токмакова, Заходер – пусть этих фамилий дошколенок пока не запомнит, но знать несколько произведений каждого автора нужно непременно.

Рифмованные строчки можно придумывать и самостоятельно. Это увлекательное и неизбитое занятие подойдет для дороги и очередей, поможет скоротать время в ожидании остывающей каши или на остановке троллейбуса. Игры с рифмами активизируют в речи многочисленные слова, которые хранятся в памяти ребенка, но им не используются. С детками 5-6 лет интересно сочинять стихотворения по имеющейся рифме: мышка-книжка, хрюшка-игрушка, баран-ураган и др. Удачные произведения стоит записать и сопроводить картинками.

Заключительный прием для развития детской речи в дошкольном возрасте – это составление грамматических рядов. Поначалу детям довольно сложно правильно склонять существительные, ведь русский язык гибок и однообразия в образовании словоформ у него нет. Но потом, по аналогии с уже известными словами, все больше форм ребенок образует правильно. Хорошо, если ребенок будет безошибочно выстраивать ряд один/два/много/ни одного: один мишка – два мишки – много мишек – ни одного мишки. Существительные для игры подбираются различные:

  • оканчивающиеся на гласный;
  • оканчивающиеся на согласный;
  • несклоняемые (кафе, пальто);
  • производные от других частей речи (мороженое, ведущий);
  • не имеющие единственного числа (ножницы, брюки).

Какие бы упражнения для развития речи дошкольника вы ни использовали, важно органично вписывать их в повседневную деятельность и режим ребенка. Никакой обязаловки, назидательности и занудства – оставьте эти амплуа школе, она с ними справится профессионально. 

Комментарии